Финансы и риски.

Аutobi.ru

Мировой кризис внешней задолженности: причины, последствия, пути урегулирования.

Кризис внешней задолженности означает, что страна не в состоянии обслуживать суверенный или частный внешний долг.

Локальные кризисы внешней задолженности, начались в первые послевоенные десятилетия. Уже в 1956 г. было зафиксировано первое соглашение о реорганизации внешнего долга. До 1982 г., было заключено 70 таких соглашений с 46 развивающимися странами на общую ∑ 27,7 млрд. $. Сложившаяся за 70-е годы система зависимости платежеспособности стран-должников от чрезмерно высоких экспортных доходов или крупных внешних заимствований не выдержала снижения доходов и увеличения оттока финансовых ресурсов. В первые годы долговой кризис носил характер м/д кредита, угрожавшего банкротством странам-должникам, банкам-кредиторам и дестабилизацией странам их базирования и м/д кредитно-финансовой системе в целом. В эпицентре кризиса оказались ТНБ, преимущественно американские, и крупные латиноамериканские страны-заемщики. Масштабы и концентрация внешнего долга развивающихся стран, значительно превысившие их собственные капиталы, достигли критического уровня.

В этих условиях банкротство какой-либо одной крупной страны-дебитора угрожало цепной реакцией банкротств среди кредиторов, и прежде всего частных банков. Вслед за этим были неизбежны банкротства и среди стран-должников, т. к. платежеспособность многих из них зависела от периодического возобновления внешних заимствований. Во второй половине 80-х годов долговой кризис перерос в общеэкономический, охватив сферу производства и потребления с тяжелыми социальными последствиями. Однако угроза массовых банкротств комм. банков и краха системы международного кредита миновала. Банки создали механизмы защиты, увеличили резервы. Только в нач. 90-х годов платежный кризис стал терять свою остроту. Ослаблению долгового кризиса содействовали изменение политики Запада и частных кредиторов, создание международной системы урегулирования внешней задолженности, усилия самих развивающихся стран.

Непосредственно спровоцировали кризис внешние факторы: экономики многих развивающихся стран не выдержали резкого ухудшения мирохозяйственных условий при переходе от 70-х к 80-м годам, приведшего к сокращению притока и к увеличению оттока финансовых ресурсов. Внешние причины долгового кризиса сформировались в 1973-80 гг. Это мировые цены и банковские кредиты. 70-е годы характеризовались многократным увеличением мировых цен на нефть и другие виды сырья. Среди внутренних факторов, спровоцировавших долговой кризис преимущественное значение имели неэффективная структура экономики, неправильная долговая политика стран-дебиторов, их нереалистичная политика в сфере кредита и валютных операций, способствовавшая массовому «бегству» капиталов, неэффективное использование средств, просчеты в составлении нац. программ развития, увлечение дорогостоящими, амбициозными проектами.

Банки пром. развитых стран думали, что страны-заемщики заинтересованы в соблюдении внеш. долг. обязательств. Они рассчитывали на отзыва займа при сокращении кредитования до того момента, пока погашение долгов будет прекращено. Расширяя свои м/д операции, банки рассчитывали на поддержку и поручительство своих правительств. Правительства развивающихся стран брали внешние займы по полит., а не экон. соображениям, то они прибегали к отказу от платежей. Внеш. задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Объем задолженности и долговых платежей достиг таких размеров, что не только выплатить, но и удержать долг на достигнутом уровне без его снижения было невозможно. Запад вырабатал новую долговую стратегию основу составили «план Миттерана» (1988 г.), «план Брейди» (1989 г.) и решение «большой семёрки» МВФ, МБРР, ЕЭС. В 1988г. главы гос-в и правительств 7 ведущих стран согласились предоставить ряду государств-должников более благоприятные условия переноса сроков погашения задолженностей, списать часть долгов, увеличить объем помощи. Суть «плана Брейди» разнообразить формы фин. поддержки развивающихся стран, позволять снизить долг комм. банкам и платежи по его обслуживанию. Предусматривалось, использования таких форм, как выкуп развивающимися странами у банков своих долговых обязательств со скидкой, преобразование этих обязательств в ценные бумаги с меньшим номиналом или под более низкие %-ы.

Новая стратегия Запада состоит из блоков: Первый блок рекомендаций проведения глубоких экон. реформ кризисными странами. Второй блок - уменьшение платежей кризисных стран. Льготы для наименее развитых стран предусматривались в отн. задолженности по гос. экспортным кредитам в соотв. с «планом Миттерана». Странам-кредиторам предлагались варианты расчетов по задолженности: списание 1/3 долга и отсрочка погашения остальных 2/3 на 14 лет с начислением %-ов по рыночной ставке; перенос всей ∑ долга на 14 лет %-ы по которой устанавливаются из расчета рыночной ставки, уменьшенной на 3,5%, а е! она будет ниже 7% годовых, то наполовину рыночной ставки; предоставление отсрочки долговых платежей на 25 лет, но с взиманием, %-ов по рыночной ставке. Перейти на страницу: 1 2